Подорож Україною
   

    Здесь представлен текст публикации На байдарке по Днепру и Стугне
Автор -

Оригинал находится по адресу
http://www.vokrugsveta.com/S4/zemla/baidarka.htm
Год публикации - 2000
Источник - Вокруг света

На байдарке по Днепру и Стугне

И призрачно зыблются грады...


Мы, киевляне, вместе с нашими ближайшими соседями, живущими вдоль Днепра, не часто задумываемся над тем, сколь удивительную местность подарила нам судьба.


Днепр, названный греками Борисфеном, т. е., Северным Ветром, за то, что вытекал он из холодных скифских земель, в намного более древние времена звался Данапром, от индоевропейского корня «дан», связанного с водой. Но ведь этот же корень во многих речных именах — Дон, Дунай, Днестр, по-древнему Данастр...

--------------------------------------------------------------------------------

Племена, всем обязанные могучей реке, на берегах которой они охотились и пахали, называли кормилицу просто — Вода... А люди у Данапра-Днепра жили так же давно и оседло, как и у великих кровеносных путей Востока, — Нила или Инда, Тигра, Хуанхэ...


И не вина добрых пахарей-«трипольцев» или диво-гончаров черняховской культуры, что родные им цивилизации не получили непрерывного развития, вплоть до наших дней; что не стали каменными городами их поселения и в томах многовековых хроник не записаны подвиги их героев...


Единственное, что осталось видимым глазу на земле, без надобности рыть глубокие раскопы, — это земляные крепости. Грады. Вдоль высокого правого берега, над лесистыми склонами, они посажены густо, — былые орлиные гнезда, городища, распаханные или заросшие мелколесьем, доселе окаймленные насыпями. Горы будто в шапках...


В киево-русскую пору бревенчато-земляные форты охраняли, а если надо, то и преграждали водный путь «из варяг в греки»... Выше мощных замков Киева сторожил днепровские извивы град Вышгород, южнее столицы — вставали Треполь (ныне Триполье), Витичев (Витачев), Иван (Ржищев), Чучин (Балыко-Щучинка), Заруб (теперь Зарубинцы — знаменитое село, давшее имя зарубинецкой культуре)... крепость за крепостью, вплоть до Канева!


Но эта цепь градов — лишь один рубеж древнего «Киевского укрепрайона», тянувшийся с Севера на Юг. Естественными преградами для степняков, грозивших с Юга, были реки, притоки Днепра. Одна из этих рек, легендарная Стугна, течет между двумя эшелонами Змиевых валов...


Но об уникальном проекте русских фортификаторов, сумевших надежно защитить свою столицу, — подробнее в одном из следующих номеров журнала. Вернемся к памятникам на днепровских горах. Пора бы задуматься, как сохранить это бесценное наследие предков, — от разрушения, раскапывания карьерами, вырубки заповедных рощ, самочинной застройки «новоукраинскими» дворцами...


Потому — воспримем скромное путешествие троих наших земляков на байдарке столь же серьезно и вдумчиво, как восприняли бы, например, плавание по Нилу от Каира до Луксора. Тысячелетия жизни днепровских цивилизаций запечатлены на этих берегах. «И призрачно зыблются грады над синей подковой вершин...»



Первое лето третьего тысячелетия


Первое лето третьего тысячелетия было очень знойным. Термометр часто показывал свыше 30 градусов. В такую жару особенно сильно тянет к воде.


Старые, испытанные байдарочники — Василий Нелуп, Анатолий Черныш и автор этих строк — договорились встретиться в Киеве, в Осокорках. Там, в одной усадьбе, Нелуп хранил байдарки.


Первым прибыл Черныш. Потом я, с некоторым опозданием (только утром Нелуп сообщил мне, что поход на байдарке состоится, и я отправился закупать продукты — хлеб, сало, огурцы), и, наконец, Нелуп.


Байдарку «Таймень» мы подготовили к походу за два часа. Из колодца набрали воды в резиновую канистру; сахар и соль насыпали в пластиковые бутылочки. Странный способ хранения сыпучих продуктов? Нисколько. В кульках или пакетах они могут рассыпаться или намокнуть. А пластиковые бутылочки их надежно сохраняют.


Наконец, мы перетащили байдарку и багаж на берег. Спустили лодку на воду, погрузили вещи, уселись сами — и выгребли из затоки на простор Днепра.


Перед нами раскинулась величественная панорама киевского правобережья. Над заросшими зеленью днепровскими кручами блестели позолоченные купола Киево-Печерской Лавры. Подымала меч и щит 62-метровая стальная фигура Родины-Матери, установленная на здании музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.


Вот — проплыли под мостом Патона. С моста свисали, утопая в воде, какие-то веревки. Что это? Загадочную веревку потянули вверх, и из воды вынырнула рыболовная снасть...

Темнело.


— Завтра будем искать место для лагеря, пока еще не стемнело, — сказал Василий. А я вспомнил, что это он говорит в начале каждого нашего похода...


Ночевали, естественно, без всякого лагеря, на пляже. А утром следующего дня позавтракали — и увидели, что к нам идет знакомая бандуристка Леся Чепурная со своим доберманом. Здесь неподалеку находится ее дача.

Леся Чепурная предложила угостить нас кофе. Нелуп заказал чай. Леся принесла нам и кофе, и чай, и бутерброды с маслом.


Она пожаловалась: какой-то «крутой», из числа построивших тут виллы, натравливает своего пса на ее добермана Амикуса, что в переводе с латинского означает Друг. Для защиты своего четвероногого Друга Леся носила газовый баллончик.

Вода в этих местах — зеленая от мельчайших водорослей. От проходящих теплоходов и проносящихся катеров на берег накатываются зеленые волны. На песке зеленая полоса, словно проведенная краской. Выброшенные на берег водные растения тоже будто выкрашены...


Поблагодарив Лесю за угощение, мы отплыли.

Три года я уже не спускался от Киева по Днепру. Сколько же за это время на обоих берегах Днепра выстроено шикарных дач-дворцов! Эхом отражались наши слова от облицованного плиткой берега перед, пожалуй, самой роскошной дачей. Вот ступеньки к реке, бассейн, за ним — спортивная площадка. Вокруг дачи установлены шары-фонари... Интересно, каков интерьер дома?..


Дачи, то собираясь в группы, то в одиночку тянутся с интервалами до Украинки и даже далее.


— Будет революция, — сделали краткий вывод мои спутники.


Среди зелени мы увидели шатер с надписями «Пиво «Оболонь». Слегка подискутировали: может ли это быть торговая точка? «А кто же здесь будет покупать пиво? — Да, наверное, такие же странники, как мы...» Подгребли поближе.


— Пиво есть? — крикнул Вася.

— Ребята, вы у меня с этим вопросом сегодня уже восемьдесят пятые, — услышали ответ. — Нет здесь пива. Тут по выходным собирается «крутая» публика и оттягивается.

— Так ты бы установил табличку «Пива нет», — посоветовали мы, продолжая путь.

— Я бы здесь пулемет установил, — донеслось с берега. — Не для вас, конечно...


Мы путешествовали не спеша. В понравившихся нам местах останавливались и купались. Но таких мест осталось немного — берег завален бутылками и различным мусором...

Огорчало отсутствие ветра. По опыту прошлых походов я привык, что ветер дует вниз по Днепру. Но теперь, если и ощущалось слабое дуновение ветерка, то почти каждый раз навстречу нам. Заботливо припасенный Нелупом и хорошо послуживший нам ранее парус из занавески с вышитым аленьким цветочком оказался без надобности. Пришлось работать веслами.



Вверх по Стугне


Добравшись до Украинки, от причала яхт-клуба «Стугна» повернули к устью одноименной реки, правого притока Днепра.


Древняя украинская легенда гласит, что Никита Кожемяка запряг змея в громадный плуг и пропахал им длинную борозду. Так, якобы, возникли знаменитые земляные валы, получившие название Змиевых... Змей же, дотащив плуг до реки, начал жадно пить воду. Долго пил, потом застонал и подох. С тех пор река называется Стугна (на украинском языке стонать — стогнаты). А скорее всего, стонали на берегах реки раненые воины. Змиевы валы были линией обороны от степняков.


В 1093 году состоялась Трипольская битва между русскими и половцами. Русское войско потерпело поражение и бросилось убегать к Стугне. При переходе через реку на глазах у князя черниговского Владимира Мономаха утонул его брат Ростислав, князь переяславский. Тело его потом нашли.


Раньше Стугна сливалась с речкой Красной. Но, когда строили Трипольскую ГРЭС, то реки разъединили. Для Стугны прорыли новое устье. Теперь здесь люди купались, загорали и ловили рыбу.


Мы прошли под автомобильным мостом, потом — под железнодорожным. Поднялись вверх по Стугне приблизительно на километр. Высаживались на берег в двух местах. И там, и там на песчаной кромке валялись дохлые раки. Наверное, в речку сбросили какую-то «химию». А раки любят чистую воду...


Хотя здесь дымит труба Трипольской ГРЭС, люди строят дачи.

Мы с Нелупом прошлись пешком, любуясь живописными, в сосновом лесу берегами Стугны. Черныш греб в байдарке один. Встретились, не доходя до автомобильного моста. Здесь, наконец-то, попался настоящий пивной ларек. С пивом...


Местные обычаи всегда своеобразны. Пустые пивные бутылки у нас не приняли, но намекнули, чтобы мы оставили их у ларька...

Затем мы с Нелупом пошли в Украинку, за продуктами.

Город Украинка раньше был селом, которое называлось Злодиивка. Один из местных жителей объяснил происхождение названия тем, что якобы жители этого села ограбили Екатерину ІІ, когда императрица посетила Украину. Но название Злодиивка упоминается еще до Екатерины ІІ. А еще раньше село, как свидетельствует краевед второй половины ХІХ века Лаврентий Похилевич, именовалось Игнатовкой. К сожалению, все эти названия и переименования для нас непонятны...


В начале ХХ века злодиивцы пришли к выводу, что название села нужно менять. Когда в Киеве убили Столыпина, крестьяне попросили назвать село Столыпиным. Семья погибшего премьер-министра в благодарность за это пообещала построить в селе церковь.

Но вот в Петрограде свергли царя, а в Киеве сбросили памятник Столыпину. Тогда крестьяне поняли, что название их села снова какое-то не такое. Они срочно назвали село Украинкой, а кирпичи от недостроенной церкви растащили...


Когда мы вернулись с продуктами и втроем сели обедать, Нелуп вспомнил, как они с друзьями во время одного из походов здесь напились и уснули прямо на песке. А проснувшись утром, увидели свою лодку уплывающей. К счастью, в лодке спал кум Нелупа. Он и вернул беглянку...

Когда начало темнеть, мы высадились на острове напротив Триполья.


Судя по остаткам кострищ, этот безымянный остров нравится многим. В одном месте в землю были вкопаны самодельные столик и лавка. Мы установили рядом палатку, перетащили к ней байдарку и вещи. Решили сегодня горячую пищу не готовить. Окончание походного дня отметили: я с Чернышом — самогоном, а Нелуп — спиртом...


Утром следующего дня мои спутники проснулись с головной болью и изжогой. Решили больше алкоголь не употреблять.

Я обнаружил на берегу дохлую рыбу и попросил Нелупа сфотографировать ее. Вася запечатлел усопшую, а потом философски заметил: «Не делай из этого сенсацию. Я жил у Днепра. Рыба дохнет постоянно. Так же, как и люди».


Вообще, в Днепре, оказывается, много рыбы. В течение всего путешествия мы слышали всплески — это «играли» хищники, гоняясь за добычей. И, судя по силе шума, хищники были крупные...


Позавтракав и искупавшись, мы спустили байдарку на воду, погрузились и погребли к Триполью.

О происхождении этого названия существуют различные версии. Согласно одной из них, название села связано с местностью. Здесь сходятся три плодородных долины, три поля, разграниченные реками Стугной, Красной и Бобрицей. По мнению других исследователей, здесь, возможно, находилась греческая фактория, называвшаяся Триполис («Троеградие», «Триград»).


Древние греки распространили по всей ойкумене название Триполис. Оно есть и в Причерноморье, и в Азии — ливанский порт Триполи, и даже в Африке — Триполи, столица Ливии...



Казаки и трипольская культура, — уверенно ответили англичане


Наше село Триполье знаменито тем, что оно дало свое название трипольской культуре, открытой археологом (по происхождению чехом) Викентием Хвойкой.


Земледельческая трипольская культура развивалась в течение IV-III тысячелетий до н. э. на территории Правобережной Украины и Молдавии. Ее носители, «трипольцы», по сути, заложили основу нашей земледельческой культуры. Многие черты «Триполья» прослеживаются в украинской культуре: белостенная хата-мазанка, использование волов как тягловой силы, — хотя были одомашнены и лошади, — разведение свиней.


Целый ряд сельскохозяйственных орудий труда сохранил свой облик до наших дней, почти не изменившись: мотыга, серп и др. Варианты росписей трипольской керамики можно увидеть на украинских вышивках, коврах, писанках, гончарных изделиях. Отзвуки этой традиции наблюдаются и в народных праздниках.


Например, какие кушанья должны быть на столе в «свят-вечер», на Пасху? Кутья — каша из немолотого зерна пшеницы или ячменя (древнейший способ употребления зерна в пищу), рыба, грибы, сушеные ягоды и фрукты, орехи, мак, лук, чеснок и др. Это просто повторение того, что ели наши энеолитические предки!..


ЮНЕСКО объявило 1993 год годом трипольской культуры. Тогда в Вашингтоне проходила подготовленная украинскими учеными выставка «Украина: образы V - IV тысячелетий до Рождества Христова», где было представлено около 200 уникальных археологических находок и несколько десятков произведений молодых украинских художников на тему трипольской культуры.


Влиятельная американская газета «Вашингтон пост» в своей рецензии на археологическую выставку с Украины, в частности, отмечала: «Самой важной чертой всех образов является то, что они не несут на себе отпечатка страха или угрозы. Здесь нет рабов в цепях, связанных пленных, предназначенных для жертвоприношений. Мы можем воссоздать в своем воображении европейский эдем, где, по крайней мере, определенное время жизнь человека не была отвратительной, грубой и короткой*».


Однажды современный украинский писатель Вадим Пепа поинтересовался у своих английских собеседников, какие понятия у них ассоциируются с Украиной.

— Казаки и трипольская культура, — уверенно ответили англичане.


Трипольский замок не раз становился местом сбора казачьих армий: здесь бывали такие знаменитые казацкие вожди, как Кшиштоф (Христофор) Косинский, Григорий Лобода, Матвей Шаула, Северин Наливайко, Яков Остреница, Богдан Хмельницкий, Павло Тетеря, Иван Многогрешный, Иван Самойлович, Иван Скоропадский, Семен Палий...


Согласно «вечному миру», подписанному в 1686 году между царским правительством и Речью Посполитой, по Трипольщине пролегла граница между польскими и московскими владениями на Правобережной Украине. Триполье и Стайки оказались в царском владении.

Однако, пограничье осталось неспокойным. Часто вспыхивали конфликты. Действовали гайдамаки и контрабандисты. Местные власти выдвигали территориальные претензии.


6 апреля 1765 года многие жители Триполья с семьями и имуществом решили уйти в Польшу — и ушли, выдержав при этом бой с русскими пограничниками. На помощь им прибежали крестьяне из села Германевская Слободка и польский пограничный разъезд. Один шляхтич из этого разъезда погиб. Также было убито двоих трипольцев, одного тяжело ранили. Русская форпостная команда убежала, оставив двух драгун в плену, но захватив две крестьянские телеги и нескольких женщин. Такие были времена...


В 1698 году в Триполье, в семье Ивана и Анны, родился мальчик Тихон, который впоследствии под именем Тимофей Щербатский стал митрополитом Киевским, Галицким и Малой России. Считают, что летом 1845 года в Триполье был Тарас Шевченко. Триполье упоминается в написанной Шевченко на русском языке повести «Прогулка с удовольствием и не без морали».


В 1886 году в Триполье родился Данила Терпило — атаман Зеленый. Долгое время его считали просто бандитом. Но биография этого авантюриста не лишена интереса.

Терпило окончил в родном Триполье двухклассное училище. По обвинению в украинофильстве, его сослали на четыре года в Архангельскую губернию. Во время Первой мировой войны Терпило служил при штабе.


Он состоял членом партии независимых украинских социал-демократов. В 1918 году Данило Терпило был членом трипольского райкома этой партии и агитировал за власть Центральной Рады. Он пользовался большим авторитетом у местного населения, так как хорошо разбирался в политике и был талантливым оратором. Водки не пил. В ходе восстания против гетмана Скоропадского Зеленый сформировал целую дивизию.


Петлюра пытался отправить эту дивизию в Западную Украину, воевать с поляками. Но восставшие крестьяне, по своему обыкновению, разбежались по домам. Петлюра разозлился и приказал арестовать Зеленого. Зеленый обиделся и, собрав отряд, перешел к красным. Но вскоре крестьяне решили, что с этим переходом они тоже погорячились. И восстали снова. Теперь уже против красных...


Пока красные подавляли крестьянское восстание, нагрянули белые.


В бою с деникинцами атаман Зеленый был тяжело ранен и умер. Тело атамана одели в дорогой жупан, в гроб положили саблю. Похоронили Зеленого со священниками и певчими на кладбище в Триполье.

Белые разрыли могилу, но гроба там не оказалось. Соратники тайно перезахоронили своего атамана. Где покоится прах атамана Зеленого, не знает никто...



В устье реки Красной


Мы вошли в устье реки Красной. Высадились на правом берегу. Черныш остался с байдаркой, а мы с Василием пошли к Девич-Горе. Чтобы не идти долго по дороге, полезли прямо по склону, цепляясь за буйную траву.


Девич-Гора — это холм-останец, остаток разрушенной временем приднепровской возвышенности. С запада его отделяет от плато искусственный овраг, по которому проложена железная дорога.

В ясный день отсюда просматривается местность в радиусе 30-40 километров. Археологи обнаружили здесь могильник еще одной культуры наших краев, зарубинецкой, существовавшей около двух тысяч лет назад, и древнерусское городище.


В начале ХХ века на Девич-Горе была окраина сельского кладбища, стояли ветряные мельницы.

Название высокого крутого холма, возможно, связано с языческой богиней воды. По другой легенде, в замке на Девич-Горе жила некая княжна.


Князь Михаил, двигаясь из Киева, хотел перейти здесь речку вброд. Но княжна почему-то приказала стрелять из замка, чтобы не допустить переправы. Чтобы пройти, князь вынужден был приказать своим воинам разрыть другую гору, выше Девич-Горы. А княжну он проклял, — да так, что она вместе со своим замком провалилась под землю...


Еще по одному преданию, на Девич-Горе когда-то находился женский монастырь. Зачастил в этот монастырь, опять-таки, некий князь. Окончилось тем, что одна монахиня родила, и монастырь распустили. А гору прозвали в память о «невестах Христовых»...


Известный украинский врач-фитотерапевт Евгений Товстуха обратил внимание, что на холме растет девять лекарственных растений (спорыш, крапива, подорожник, тысячелистник, мать-и-мачеха и др.), которые применяются в народной медицине для облегчения беременности и улучшения здоровья будущего ребенка. Эти растения обеспечивают нормальное формирование органов и систем плода...


Вероятно, в глубокой древности беременные женщины собирались на этой горе. Пили приготовленную жрицами смесь из настоев девяти растений, любовались днепровскими водами, прислушивались к тишине и ощущали свое единство с природой. Не оттого ли и название?..


Спустившись вниз по дороге, мы продолжили путешествие на байдарке.

Прошли Витачев (тоже древний русский град). Потом показалась пристань. Здесь ловили рыбу рыбаки. На высоком берегу находилось село Стайки.


Мы проплыли у берега. Вот к реке склонилась слива. Мы нарвали вкусных плодов.

У Стаек, Витачева, Гребеней и Ржищева берега оползневые. Защита берегов от оползней слишком дорогая. Поэтому отсюда отселяют людей. За период существования днепровских морей отселили 1,5 тысячи человек.


Мы высадились на берег. Вытащили на берег вещи, потом байдарку. Установили палатку. Натаскали сушняка для костра.


Утром следующего дня я и Нелуп по тропинке двинулись наверх, в Стайки. Это село находится в 63 километрах от Киева.

... В 1648 году, в первую же ночь после поражения коронного войска армией Хмельницкого, паромы в местечке Стайки и на других переправах через Днепр были затоплены. Пришлось князю Иеремии Вишневецкому с войском двигаться на север и переправляться через Днепр в Любече.


Позднее в семье стайковского казака родился Лаврентий Горка, украинский писатель, педагог и церковный деятель. Он успешно учился в академии в Киеве, принял монашество в Братском монастыре. На сюжет популярного библейского рассказа об Иосифе Прекрасном и преступной любви к нему жены египетского вельможи Пентефрия написал трагикомедию «Иосиф Патриарх».


В нее, впервые в украинском театре, были включены балетные сцены. Трагикомедия была поставлена в Киевской академии. Она воспринималась, как сатира на украинское панство. Впервые в украинской литературе был показан сатирический образ знатной женщины.



Возвращение


Лаврентий Горка стал настоятелем киевского Выдубецкого монастыря. Занимал высокие церковные должности в Москве, Астрахани, Рязани и Вятке. Как иеромонах армии и флота, участвовал в персидском походе 1722 года. Написал курс поэтики.


В России Лаврентий Горка основывал школы по образцу киевских. Местное духовенство учиться не желало и жаловалось на Лаврентия Горку, вследствие чего его переводили из города в город.

В 1733 году Горку назначили епископом в город Вятку. Он привез свою библиотеку, в которой было 350 книг, — из них 235 на латинском, греческом и еврейском языках.


В Вятке Лаврентий Горка основал славянско-латинскую школу, которую позже преобразовали в духовную семинарию. По отзыву современников, Горка был «крайний суеверия и невежества ненавистник». На его гробнице в кафедральном Троицком соборе в Вятке сделана надпись:


«Всеобщий смертный рок в сем месте мужа скрыл,

Который первый здесь науки насадил, —

Хотя всевышня власть, что белым светом правит,

Ему и не дала конечно их восставить.

Лаврентий Горка се! А кто он был таков?

Епископ Вятский, муз любитель, богослов».


Земля эта не оскудела талантами... В 1948 году в Стайках родился один из ведущих украинских патоморфологов, Петр Иванович Червяк. Он, в частности, издал два русско-украинских словаря медицинской терминологии и «Медичну енциклопедію».

Мы с Василием вошли в село. Вдруг послышался топот и грохот. Мимо нас промчались лошади, тащившие пустую телегу.


— Тпру! Тпру! — заорали мы с Васей.


Лошади послушно остановились и повернули к нам головы, словно спрашивая: «Ну, чего надо?»

Мы подождали. Хозяин не бежит. Прошли по улице в том направлении, откуда бежали кони. Свернули за угол. Перед нами открылась пустынная улица. Мы походили по селу. Услышали, как кто-то рассказывает: мол, только что пробежали лошади. Но откуда они взялись, почему волокли пустую телегу, — так и осталось тайной села Стайки...


Завтра моим спутникам предстоял рабочий день. Мы планировали дойти до Ржищева и возвратиться в Киев на «ракете». Но вдруг подул ветер по направлению к Киеву, и мы решили возвращаться своим ходом, под парусом. Кстати, и денег сэкономим...

Так и сделали, поставили парус. А мимо проносились катера, вздымая волны. Мои спутники награждали их нелестными эпитетами.


Ветер то подымался, то утихал. Приходилось работать веслами.

Вдруг я задел веслом что-то твердое. Внезапно из-под моего весла вздыбился водяной столб с водорослями и обрушился на меня. Наверное, я задел крупную рыбу. А может быть, какого-нибудь раздражительного аквалангиста ошарашил веслом?.. До сих пор не знаю.


Перед Украинкой простирались поля чилима — водяного ореха. Мы решили не обходить их, а двинулись прямо. Сильными гребками погнали байдарку прямо по чилиму, точно по маленькому Саргассову морю... Начало темнеть. Мы устали, но упрямо продолжали грести. Наступила ночь. Наконец, впереди показались огни Киева.


Путешествие ночью по реке опасно. Проносились моторки без всяких огней, — но мы гребли из последних сил.

В конце концов, остановились и заночевали на пляже. А в понедельник утром снова стали грести...


Как только нос байдарки уткнулся в киевский песок, Черныш побежал в магазин. Купил себе и мне по бутылке пива, а Нелупу, по его желанию, бутылку вина. Мы передохнули — и вскоре вошли в залив на Осокорках. Искупались. Перетащили вещи и байдарку во двор. Разобрали байдарку. Втроем допили начатую Василием бутылку вина.


Толя пошел на автобус, а мы с Васей на метро. Там нас остановил милиционер и сообщил, что по приметам мы подходим на грабителей дач. Он заглянул в сумку Васи и мой рюкзак, убедился, что находившиеся там вещи не сходны с награбленным на дачах, и отпустил нас.


Бывает и такое в конце путешествий.

--------------------------------------------------------------------------------

* Подробно о трипольской культуре см. «Вокруг света», № 11, 2001 г.



Оригинал находится по адресу
http://www.vokrugsveta.com/S4/zemla/baidarka.htm

Год публикации - 2000.

Источник -

Вокруг света

сайт журнала "Вокруг света"


См. также:

Днепр

Змиевы валы

Красная

Средняя Надднепрянщина

Стугна

Триполье


09.2006
Темы, объекты: Водный туризм, Днепр, Киев, Украинка, Стугна, Змиевы валы, Триполье, трипольская культура, Данила Терпило — атаман Зеленый, река Красная, Девич-Гора — холм-останец, древнерусское городище, могильник зарубинецкой культуры, Витачев, село Стайки