Подорож Україною
 
   

    Здесь представлен текст публикации На что молились гетьманы
Автор -
Владимир ЗАМАНСКИЙ
Оригинал находится по адресу
http://www.pk.kiev.ua/city/2006/11/13/163037.html
Год публикации - 2006
Источник - Газета по-киевски

Владимир ЗАМАНСКИЙ

На что молились гетьманы

Полтора года работает Киевский музей «Духовные сокровища Украины» на Десятинной, 12. Нельзя сказать, что он остается без внимания. О нем поговорило телевидение, написали газеты. Музей даже появился в путеводителях. Но такая реакция ему не сомасштабна, и посетителей как было мало, так мало и есть.

Новый киевский музей совершенно уникален и, казалось бы, должен стать одной из главнейших достопримечательностей столицы. Пока не стал.

В основе его экспозиции коллекция украинских икон XV – начала ХХ веков. Один из залов отдан работам Марии Приймаченко, и еще в одном проходят выставки картин, скульптур наших современников. Но, конечно, самое потрясающее здесь – иконы.

Стоит присмотреться к ним, как замечаешь удивительное сочетание чуть ли не детской наивности иконописца с его далеко не наивным отношением к культурному наследию очень и не очень далеких времен. Удивительно: эти иконы ни на какие другие не похожи, а связь с Европой просматривается весьма четко.

Директор музея Ирина Горбачева приводит примеры. «Сошествие во ад», XVIII век. Очевидное влияние Эль-Греко и школы Караваджо. «Успение», тот же XVIII век. Очевидная стилистика рококо, расцветавшего в тогдашней западной Европе.

А четыре иконы, написанные в начале ХХ века, поражают европейским стилем арт деко, близким родственником модерна.

И все это совершенно естественно сочетается с деревенским простодушием «простого человека», живущего в естественной среде среди естественных людей.

На рубеже XVII–XVIII столетий неизвестный мастер пишет икону «Бегство в Египет». Плотник Иосиф ведет под уздцы лошадку, на которой сидит Мать с Младенцем. На плече плотника двуручная пила, на ней корзинка. В корзинке плотницкие инструменты, они же – орудия страстей Христовых.

На одной из икон Богоматерь с Младенцем поражают своей подчеркнуто восточной внешностью. Хорошо зная об иудейском происхождении Святого Семейства, художник, скорее всего, списал их с живущих рядом евреев, тем самым заронив в нас сомнение относительно якобы их предвечной вражды с православными.

Не так уж они и враждовали. Профессор Дмитрий Горбачев, очень известный искусствовед, рассказывает о сохранившихся могилах запорожских козаков. Среди них немало «перехрестів» – крещеных евреев. На надгробиях встречаются имена запорожцев: Гершко, Мойшко...

Мы плохо представляем, а то и вовсе не представляем Украину до того, как она стала Малороссией. Это была страна поголовной грамотности, и украинские гетманы вовсе не были грубыми вояками. От основателя Сечи Дмитрия Вишневецкого до оклеветанного Ивана Мазепы – это были высоко образованные люди.

Мазепа учился в Германии, Италии, Франции и Нидерландах. Хмельницкий знал как минимум четыре языка. И вряд ли сын поэта и публициста, автора первой украинской конституции Пилипа Орлика стал бы маршалом Франции, будь он неотесанной деревенщиной.

То, что произошло с Украиной потом, не стоит так уж прямо ставить в вину России. Если Екатерина II выписывала в Россию митрополитов из Киева, то Гоголь и Шевченко сами поехали в Петербург. И не потому, что изменяли родине, а по той же причине, по какой всякий провинциал стремится в столицу. И тут с Украиной случилось, может быть, самое ужасное в ее истории. Началась «утечка мозгов», последствия которой сегодня чувствуются особенно остро.

Будь Украина государством, мир знал бы ее как европейскую страну со своей культурой. Но Украина была частью России, и украинскую культуру не знали, и великолепную украинскую литературу не переводили на другие языки, как не переводят с каталонского или провансальского. Каталония и Прованс – провинции Испании и Франции, а провинции с их провинциальным искусством интересны только специалистам.

Вот почему некоторые посетители музея «Духовні скарби України» встретились с украинской иконой, как с чем-то глубоко провинциальным, деревенским, а потому несколько чуждым нам, побывавшим в Лувре и Уффици.

Но к посещению Лувра нас готовили умные учителя, хорошие книги и фильмы. Мы там встретили старых знакомых, сто раз виденных в репродукциях, известных по рассказам. А своих земляков мы не знали, между нами пролегла пропасть. «Прервалась связь времен».

Большинство выставленных в музее икон – из Галичины. Там не успели уничтожить то, что с таким удовольствием уничтожали на нашем востоке – старые храмы и бесценные сокровища, хранившиеся в них.

И здесь нельзя не сказать о том, кто, собственно, и перекидывает мостик через пропасть, кто создал этот музей.

Это частный музей и частная коллекция, которую много лет собирал киевский меценат Игорь Понамарчук – человек, дающий надежду на то, что понятие «новый украинец» когда-нибудь перекочует из анекдотов в более серьезные плоскости.

Среди посетителей музея изредка попадаются «классические» новые украинцы. Их главным образом интересует, какие деньги вбуханы в эту коллекцию и откуда Игорь Тарасович эти деньги взял. Деньги вбуханы очень большие. Взяты они примерно оттуда же, откуда их брали Третьяковы, Терещенки и Ханенки.

Понамарчук – бизнесмен и мог бы купить, например, футбольную команду. Говорят, прибыльное дело. Но он потратил деньги на старые иконы и на здание музея, которое превратил во дворец искусств. Если говорить языком нынешнего нового украинца, то прибылей от этого – одни расходы.

Мы уделяем непозволительно мало внимания культуре вообще и своей культуре в частности. В наших газетах редко встретишь рецензию на новый спектакль, фильм, телепрограмму. Чудовищно вульгарная и по-базарному назойливая уличная реклама хватает за рукав: красавчик, купи, дешево отдам! Но в музей не приглашает. Да и городская власть не пропагандирует и, похоже, не знает о существовании неких духовных сокровищ, которые не конвертируются в валюту, поскольку у них нет цены.

Иностранные гости, знающие толк в искусстве, теряют речь, когда видят украинскую икону минувших веков, украинский авангард ХХ века. Гастроли ансамбля Вирского или хора Веревки имеют бешеный успех за границей, но не у нас.

Впрочем, из-за границы они привозят ту самую валюту.

А что возьмешь с какого-то музея?



Оригинал находится по адресу
http://www.pk.kiev.ua/city/2006/11/13/163037.html

Год публикации - 2006.

Источник -

Газета по-киевски

Ежедневная популярная газета


См. также:

Городской музей "Духовные сокровища Украины"

Киев


01.2007
Темы, объекты: Киев, Музей «Духовные сокровища Украины»